Сегодня Пятница, 24 Марта

Деятельность Комиссии по разработке Территориальной программы ОМС Ростовской области за 2016 год

В 2016 г. Комиссия по разработке Территориальной программы ОМС Ростовской области (далее – Комиссия) перестроила свой режим работы. Её решения теперь стали приниматься оперативнее – практически ежемесячно, с учетом результатов постоянного мониторинга хода выполнения Территориальной программы ОМС по объемным и стоимостным показателям, эффективности действия новых тарифов и федеральной методики КСГ.

Всего в течение 2016 г. под председательством заместителя Губернатора Ростовской области С.Б.Бондарева проведено 16 заседаний Комиссии по разработке Территориальной программы ОМС Ростовской области, на которых рассмотрено более 40 вопросов по основным направлениям её деятельности, в том числе по следующей тематике:

  • корректировка распределенных объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями (далее – МО) и страховыми медицинскими организациями (далее - СМО);
  • увеличение объемов медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС;
  • изменение тарифов на оплату медицинской помощи;
  • другие вопросы.

В весьма непростых финансовых условиях Комиссии удалось выстроить четкую систему приоритетов в оплате медицинской помощи.

Главным приоритетом стала высокотехнологичная медицинская помощь (далее – ВМП), финансирование которой обеспечивалось опережающими темпами – более 23 процентов к уровню 2015-го года (с 1035 до 1279 млн.рублей). Всего за 2016 год по данным ежемесячно проводимого мониторинга исполнено более 10 тыс. случаев ВМП.

Также безусловным приоритетом было выполнение Указа Президента России от 07.05.2012 №597 о поэтапном повышении зарплаты медицинских работников. Несмотря на сложные финансовые условия, общие расходы МО на оплату труда за счет переструктурирования затрат в составе тарифов выросли почти на 1 млрд.рублей. Это, в сочетании с рядом других мероприятий, позволило обеспечить рост средней зарплаты к уровню 2015-го года: у врачей на 4,8%, среднего медперсонала – на 3,8%, младшего медперсонала – на 11,8%. Достигнутый уровень средней зарплаты всех категорий медиков превысил запланированные на 2016-й год показатели «дорожной карты» развития здравоохранения области, а темпы ее роста оказались выше среднероссийских. Рост зарплаты стал позитивным фактором, влияющим на кадровую укомплектованность в целом ряде муниципальных образований области.

В целом проводимая тарифная политика позволила добиться роста тарифов ОМС. При этом обеспечивался опережающий рост тарифов на стационарозамещающую медицинскую помощь. Если средняя стоимость законченного случая в круглосуточном стационаре увеличилась по сравнению с 2015-м годом всего на 2,7%, то рост его стоимости в дневном стационаре составил 5,8%, а стоимость амбулаторно-поликлинического посещения выросла на 3,1%.

В результате продолжается дальнейшее смещение финансовых расходов от дорогостоящих стационарных услуг к менее затратной амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи. Так доля расходов на стационарную помощь, составляющая 51% в 13-м году, в 16-м году снизилась до 49,7%. При этом в финансовых расходах на стационарную помощь существенным сегментом стала высокотехнологичная медицинская помощь. Её удельный вес в 2014-м году составлял 2,7%, в 2015-м - 3,1%, а в 2016-м году вырос до 3,7%. Расходы на поликлинические и стационарозамещающие медицинские услуги за последние 3 года возросли с 41 до 44,3%.

Особое внимание было уделено решению проблемы сдерживания цен на лекарственные препараты. В действие были приведены все возможные рычаги: постоянный мониторинг цен на фармрынке, совершенствование планирования и организации закупок медикаментов, включая приобретение импортозамещающих лекарственных препаратов, четкий учет и контроль за их расходованием. К концу года в значительном большинстве МО удалось добиться позитивных сдвигов в организации лекарственного обеспечения, в том числе наладить персонифицированный учет лекарственных препаратов.

Большое внимание Комиссия уделяла вопросам перехода на новую федеральную методику оплаты медуслуг в круглосуточном и дневном стационарах на основе КСГ, что требовало соответствующей отладки новой системы оплаты. Были упразднены долевые пропорции и нормативы затрат в структуре тарифа, что дало возможность руководителям МО самостоятельно определять направления финансовых расходов и повысило их ответственность за результаты своей деятельности.

В связи с этим актуализировалась работа по защите прав пациентов с учетом провозглашенной Президентом России В.В.Путиным задачи по «завершению в 2016-м году полного перехода российского здравоохранения на страховые принципы».

Для реализации этой задачи активизировались ранее действующие и начали внедряться новые страховые механизмы. В прошедшем году были приняты меры по усилению контроля, объемов, сроков качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, регламентируемые Тарифным Соглашением.

Возросла выявляемость дефектов при проведении экспертизы качества медицинской помощи. Но вместе с тем происходило уменьшение штрафных санкций, применяемых к МО.

Анализ работы СМО по экспертизе качества медицинской помощи, оказанной МО за 2016 год, показывают, что набирает силу тенденция снижения штрафных санкций, налагаемых как за нарушения при оказании медицинской помощи, так и за дефекты, связанные с оформлением медицинской документации. Причем темпы снижения размеров санкций за дефекты оформления документации значительно выше. При этом заметна и тенденция уменьшения недостоверных данных (несоответствия данных первичной медицинской документации данным выставленных счетов): 2014-й год – 2864 случая, 2015-й год – 1905 случаев, 2016-й год – 1082 случая. Причем эти тенденции связаны с улучшением экспертной работы СМО, что подтверждается так называемыми реэкспертизами (повторными экспертизами), проводимыми Фондом. Так, за последние 3 года по результатам этих реэкспертиз установлена тенденция к снижению выявленных дефектов в 1,5 раза.

В целом деятельность Комиссии способствовала обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС в Ростовской области. По итогам 2016 г. ТФОМС выполнил свои обязательства перед ее участниками.

Завершающим моментом деятельности Комиссии стала разработка и принятие в декабре 2016 г. территориальной программы ОМС на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также подготовка и подписание 21 декабря 2016 года Тарифного Соглашения о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Ростовской области.

344000, г. Ростов-на-Дону,ул. Варфоломеева, 261/81
(863) 234-90-22, 232-94-39
(863) 232–25-84, 297-27-40
rofoms@aaanet.ru

Консультации по вопросам:

  • получения медицинской помощи: (800) 333-222-0
  • выдачи и обмена полисов ОМС: (800) 333-222-0