Сегодня Среда, 22 Ноября 2017

Информация о Соглашении по тарифам на оплату медицинской помощи в системе ОМС Ростовской области на 2016 год (Тарифное Соглашение)

Тарифное Соглашение на 2016-й год сформировано с учетом сложившихся финансово-экономических реалий, которые обязывают всех участников системы ОМС Ростовской области очень тщательно подходить к вопросам финансового обеспечения донского здравоохранения.

В декабрьском 2015 г. Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию поставлена задача полного перевода здравоохранения на страховые принципы. В Ростовской области, как и в целом по стране, уже успешно работают многие страховые механизмы, которые использовались при разработке Тарифного Соглашения на 2016 год.

И, что очень важно, благодаря четко выверенной позиции и деятельности Губернатора Василия Юрьевича Голубева и Правительства области по стабилизации финансово-экономической ситуации создан необходимый базис для их внедрения. Донское здравоохранение в 2016 году имеет все предпосылки удержать достигнутые позиции. Это и значительно укрепленная материально-техническая база медицинских учреждений, и тенденция роста их кадровой укомплектованности, и созданная в области логистика трехуровнего оказания медицинской помощи, и вовремя обновляемая нормативно-правовая база по вопросам здравоохранения и ОМС.

Тарифное Соглашение разработано на финансовой основе принятого бюджета Территориального фонда ОМС на 2016-й год. Оно представляет собой своего рода «сумму технологий», с помощью которых предстоит обеспечить финансирование в 2016 году всех медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Их количество возросло в текущем году с 224 до 241, главным образом за счет увеличения частных медицинских клиник.

В Соглашении содержатся принципиально новые моменты, связанные с реализацией задач, поставленных в декабрьском Послании Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию, и с обновленными требованиями действующего законодательства об ОМС.
В частности, разработка Тарифного Соглашения осуществлялась в полном соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 18 ноября 2014 г. №200, которым установлены единые требования к структуре и содержанию Тарифного Соглашения.

Соглашение включает 5 разделов, в том числе:

  • общие положения;
  • способы оплаты медицинской помощи, применяемые в Ростовской области;
  • размер и структуру тарифов на оплату медицинской помощи;
  • размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;
  • заключительные положения.

В Общие положения введен перечень основных терминов и понятий, используемых в Соглашении. В том числе дается определение понятию «прикрепленных граждан» как застрахованных лиц, выбравших в установленном порядке медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи.

Четко сформулировано определение трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Введены в смысловой оборот такие понятия как объемные и подушевые способы оплаты.

Во втором разделе Соглашения устанавливаются способы оплаты медицинской помощи, которые являются едиными для всех медицинских и страховых медицинских организаций.

В 2016 году в медицинских организациях области внедряются новые способы оплаты медицинской помощи, стимулирующие не рост валовых показателей объема медицинской помощи (пресловутых «койко- и пациенто-дней»), а достижение показателей, характеризующих качество законченных случаев лечения пациентов.

В амбулаторно-поликлиническом звене, наряду с традиционной формой оплаты за посещение , возрастет значение новых способов оплаты за законченный случай (обращение по поводу заболевания, законченный случай диспансеризации). Сохранилась оплата по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся к медорганизациям застрахованных лиц.

Но наиболее важные изменения произошли в оплате услуг круглосуточного и дневного стационаров, где с 1 января начато внедрение федеральной методики оплаты за законченный случай лечения заболеваний, включенных в соответствующие клинико-статистические группы.
Внедрение этой методики сопряжено с возможными финансовыми рисками, так как для расчета тарифов теперь не играют решающей роли фактические расходы больницы.

В целях предотвращения этих рисков при формировании бюджета фонда на 2016 год было обеспечено дополнительное резервирование средств в нормированном страховом запасе Территориальных фондов ОМС в сумме 885 млн.рублей.

Не произойдет изменений в порядке оплаты услуг скорой медицинской помощи, сочетающей подушевой норматив финансирования с оплатой по вызову (за оказание помощи застрахованным из других субъектов Российской Федерации).

Что касается медицины высоких технологий, то она оплачивается по федеральным тарифам.

В 3-м разделе Тарифного Соглашения определены размер и структура тарифа на оплату медицинской помощи.

В соответствии с требованиями федеральной методики не предусмотрена ни в каком виде индивидуализация тарифов. Они носят дифференцированный характер для разных групп медицинских организаций.

При дифференциации тарифов в части их размера и структуры, по группам медицинских организаций учтены объективные критерии. Это - виды оказываемой медицинской помощи, средний радиус территории обслуживания, количество ФАПов, достижение целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных "дорожными картами" развития здравоохранения. Это также районные коэффициенты к зарплате за работу в сельской местности и в местностях с особыми климатическими условиями и другие факторы.

Другая важная новелла Тарифного Соглашения на 2016-й год – это отказ от разбивки тарифов по статьям затрат и нормирования долей затрат.
Что изменилось для больниц? Если до нынешнего года тарифы, условно говоря, «подгонялись» под потребности больницы, под её смету расходов, то теперь они зависят только от трудоемкости и затратности оказанной медицинской помощи. Сколько больница заработала, столько и получит. Никакое прямое либо косвенное (через корректировку тарифов) их дотирование невозможно. В этих условиях резко возрастает хозяйственная самостоятельность медицинских организаций – а значит и их ответственность за свое финансовое состояние.

Эти изменения продолжают линию перевода здравоохранения на страховые принципы.

Соглашение устанавливает средние размеры финансового обеспечения медицинской помощи по всем ее видам. При этом размеры тарифов на их оплату выше действовавших в 2015 году.

Безусловным приоритетом Тарифного Соглашения остается нацеленность на финансовое обеспечение требований майских указов Президента РФ от 07.05.2012 г. №597 о поэтапном повышении зарплаты медицинским работникам. Запланированный в Тарифном Соглашении фонд оплаты труда для этого достаточен.

В 4-м разделе Тарифного Соглашения изложен механизм контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в системе ОМС. В специальном приложении №5 подробно расписан Регламент этого контроля, включая финансовые санкции и штрафы за некачественную медицинскую помощь. Они приведены в соответствие с новым приказом Федерального фонда ОМС от 15.07.2015 года № 130.

При этом важно, чтобы осуществляющие контроль страховые компании не только надзирали и штрафовали, но и оказывали бы медицинским учреждениям действенную помощь в решении конкретных проблем, в том числе содействовали внедрению в их деятельность страховых принципов.

В заключительных положениях Тарифного Соглашения предусмотрены порядок его изменения, порядок индексации тарифов и другие аспекты оплаты медицинской помощи и взаимодействия участников системы ОМС.

Текст Соглашения дополнен необходимыми приложениями, включая перечень медицинских организаций, работающих в системе ОМС, описание конкретных механизмов и алгоритмов оплаты всех видов медицинской помощи, включая выделенную в отдельное приложение высокотехнологичную медицинскую помощь, регламенты контроля и отчетности медицинских организаций.

В целом, разработанные на 2016-й год тарифы должны обеспечить стабильное финансирование Территориальной программы ОМС Ростовской области и тем самым сохранить условия для повышения качества и доступности медицинской помощи нашим гражданам. Но решается эта задача не автоматически, а за счет напряженной и кропотливой работы всех участников системы ОМС, а также роста персональной ответственности каждого руководителя медицинской организации за результаты своей деятельности.

Подробнее о Тарифном Соглашении на 2016 год смотрите на сайте ТФОМС Ростовской области в разделе "Документы".

344000, г. Ростов-на-Дону,ул. Варфоломеева, 261/81
(863) 234-90-22, 232-94-39
(863) 232–25-84, 297-27-40
rofoms@aaanet.ru

Консультации по вопросам:

  • получения медицинской помощи: (800) 100-98-78
  • выдачи и обмена полисов ОМС: (800) 100-98-78