История ОМС на Дону
У истоков
Введенное в 1993 г. в Российской Федерации обязательное медицинское страхование стало не только важнейшим направлением реформирования здравоохранения и всей социальной жизни на Дону. Этот процесс одновременно означал возврат к лучшим традициям отечественной медицины, восстановлением преемственности в ее развитии.
Донской край всегда был в числе передовых регионов в вопросах охраны здоровья населения. Здесь медицинское обслуживание населения началось еще с 1800 года. Именно тогда Военная коллегия направила на Дон доктора, которому подчинялось 6 лекарей. Спустя 10 лет в Области Всевеликого Войска Донского был управляющий доктор, в каждом из 7 округов – врач, и во всех 114 станицах – по фельдшеру и аптекарю. К тому времени в Новочеркасске был уже открыт госпиталь на 150 коек.
Затем в 1818 и 1830 гг. лечебные учреждения открываются в Таганроге. В 1856 г. создаётся первая городская Николаевская больница на 20 коек в г. Ростове-на-Дону, которая затем в конце XIX – начале ХХ века, переехала в новые здания (на нынешней территории Ростовского медицинского университета), и стала одним из лучших на юге России лечебным учреждением, насчитывающим в 1913 г. более 600 коек. В 1879 г. была открыта образцовая для своего времени городская больница в Нахичевани-на-Дону, получившая название Мариинской. Кроме того, в 80-е гг. XIX в сельской местности действовало 29 земских врачебных участков с «приемными покоями» на 3 койки каждый. В 1913 г. на более чем 3 миллиона жителей области насчитывалось около 300 врачей, т.е. один врач обслуживал 11 тысяч человек на территории 5 тысяч квадратных вёрст. Одна больничная койка приходилась более чем на 5 тысяч человек.
С конца XIX века на Дону стал практиковаться страховой больничный сбор для финансирования медицинских учреждений. Так, в Ростове-на-Дону больничный сбор в сумме одного рубля налагался на всё трудовое население и давал право бесплатного лечения в больнице. В 1912-1913 гг. после принятия Государственной Думой закона о страховании на случай болезни на Дону открываются больничные кассы для застрахованных рабочих. Больничные кассы действуют на предприятиях и содержатся за счёт страховых взносов, вносимых как рабочими (от 1 до 3 процентов от зарплаты), так и предпринимателями (две трети от суммы взносов рабочих). В их функции входит выплата пособий по болезни, при несчастных случаях, родах; оплата расходов на бесплатную выдачу медикаментов, улучшение питания рабочих и т.п. В дальнейшем по мере укрепления финансового положения больничных касс, они стали создавать свои амбулатории, больницы, расширять сферу медицинского обслуживания застрахованных и членов их семей. После Февральской революции 25 июля 1917 г. Временным Правительством принимается новый закон о медицинском страховании, которым расширялся круг застрахованных лиц и увеличивались материальные затраты предпринимателей на их страховое обеспечение.
После Октябрьской революции 1917г. больничные кассы, преобразованные в страховые кассы, продолжали работать ещё более 15 лет. Они сыграли важную роль в финансировании новой нарождающейся системы советского здравоохранения, которая в этот период носила бюджетно-страховой характер. Уже в 20-е гг. ХХ в. лечебно-санитарные учреждения городских управ, фабрично-заводские амбулатории, больницы и патронаты различных благотворительных обществ и другие учреждения здравоохранения были объединены в единую сеть. В 1922 г. в Ростове была организована скорая медицинская помощь. В 30-е гг. по сравнению с дореволюционным периодом число больничных учреждений выросло более чем в 4 раза, в Ростовской области работало около 3 тысяч врачей и 8 тысяч среднего медицинского персонала.
В условиях всё большей централизации управления учреждениями здравоохранения и их финансовыми ресурсами участь страховых касс была предрешена. В начале 30-х гг. бюджет страховых касс был консолидирован в государственный бюджет, а их имущество передано профсоюзам. Первоначальный этап зарождения страховой медицины в России на этом завершился, чтобы затем шесть десятилетий спустя в 1993 году возродиться вновь.
Один из первых значимых результатов – это то, что благодаря финансовой поддержке ОМС в сложные 90-е годы российское здравоохранения в принципе выжило. Средства ОМС, планируемые тогда законодателями как дополнительный источник финансирования медицинских учреждений, оказались фактически единственным источником. Это признают даже те, кто на сегодняшний день не является сторонником страховой медицины. И все эти годы, с разной, конечно, динамикой, средства ОМС, а, значит, и оплата медицинской помощи росли.
Важный этап развития системы – переход на преимущественно одноканальное финансирование в 2013 году, после чего большинство статей расходов медицинских организаций стало оплачиваться средствами ОМС. За счет средств обязательного медстрахования стали оплачиваться скорая медицинская помощь, высокотехнологичная помощь, причем её стали оказывать и медицинские учреждения в регионах, а не только федеральные институты. Включены в систему ОМС и благодаря этому развиваются медицинская реабилитация, гериатрия, качественно изменились подходы к оплате дорогостоящей онкологической помощи. Таким образом, обеспечена стабильность финансирования медицинской помощи, оказываемой застрахованному по ОМС населению. А значит, гарантировано получение гражданами бесплатной и доступной медицинской помощи. Бесплатной, конечно, для пациентов. Эта медицинская помощь оплачена немалыми средствами ОМС.
По мере достижения финансовой стабильности, система ОМС все больше стремится не только к количественным, но и к качественным результатам. На сегодняшнем этапе главный лозунг системы ОМС, как и здравоохранения – это пациентоориентированность. Сформирована и непрерывно развивается система защиты прав застрахованных лиц, в том числе экспертный контроль медицинской помощи, информационное сопровождение и организационная поддержка пациентов, для чего организованы контакты-центры ОМС во всех субъектах РФ, сформирован институт страховых представителей. И в ближайшие годы все это получит дальнейшее развитие. Если быть объективным, надо признать, что система ОМС – одна из самых динамичных социальных систем, непрерывно развивающихся согласно актуальным задачам.
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФОНДА
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (ТФОМС Ростовской области) образован решением малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 15 июля 1993 года № 197, утвердившего также первый состав правления фонда. В октябре 1993 года начала формироваться исполнительная дирекция фонда, а в ноябре-декабре филиалы фонда в муниципальных образованиях области.
ТФОМС Ростовской области был создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования на территории Ростовской области.
Фонд является некоммерческой организацией, созданный Ростовской областью.
Средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются законами Ростовской области.
ТФОМС Ростовской области также является областным административно-управленческим органом, обеспечивающим организацию системы обязательного медицинского страхования на территории Ростовской области.
Руководители фонда ОМС Ростовской области
Пятигорец Игорь Николаевич
Был первым исполнительным директором фонда с 26 июля 1993 года по 14 апреля 1997 года.
Кравченко Наталья Васильевна
Исполнительный директор РОФОМС с 14 апреля 1997 года по 1 декабря 1997 года.
Пузиков Виктор Павлович
Исполнительный директор РОФОМС с 22 декабря 1997 года по 15 июля 2009 года.
Моисеенко Наталья Владимировна
Временно исполняющий обязанности исполнительного директора РОФОМС с 15 июля 2009 года по 16 августа 2010 года.
Левченко Александр Алексеевич
Директор ТФОМС Ростовской области с 17 августа 2010 года по 5 февраля 2013 года.
Решетников Алексей Валентинович
Временно исполняющий обязанности директора ТФОМС Ростовской области с 6 февраля 2013 года по 27 февраля 2013 года.
Директор ТФОМС Ростовской области с 28 февраля 2013 года по 1 марта 2021 года.
Григорьев Максим Олегович
Директор ТФОМС Ростовской области с 22 мая 2021 года.
ТФОМС Ростовской области сегодня
Сегодня в системе ОМС Ростовской области работают – 270 медицинских организаций из них 105 частных.
Многолетняя упорная и кропотливая работа позволила преодолеть множество серьезных препятствий, и сегодня мы можем сказать о конкретных достижениях в повышении качества и доступности медицинской помощи.
По мере развития экономики постперестроечной России постепенно росло финансирование социальных отраслей, в том числе обязательного медицинского страхования.
Стоимость территориальной программы ОМС и размер подушевого норматива её финансирования за эти годы увеличились в несколько раз. Несколько лет назад серьезно изменилось законодательство об обязательном медицинском страховании. Система ОМС перешла на качественно новый этап функционирования по обеспечению прав застрахованных лиц на получение доступной и качественной медицинской помощи. Таким образом, кардинально увеличились не только финансовые возможности фондов ОМС, но и требования к их деятельности.
Эта деятельность многопланова. Наряду с обеспечением стабильного финансирования медицинских учреждений, внедрением эффективных способов оплаты медицинской помощи, контроля объемов оказываемых медицинских услуг, фонд и, под его контролем - страховые медицинские организации, выполняют все больше «нефинансовых» функций, к которым относятся:
- информационное сопровождение граждан при получении медицинской помощи на всех этапах её оказания силами страховых представителей трех уровней,
- работа единых региональных контакт-центров ОМС, создание которых значительно улучшило учет и контроль рассмотрения обращений граждан,
- перестройку всего экспертного процесса в ОМС, в том числе приоритет тематических экспертиз качества медицинской помощи, оказываемой по социально значимым заболеваниям, 100% проведение целевых экспертиз при летальных исходах и повторных случаях лечения по одному и тому же заболеванию.
В последние годы приоритетным направлением развития медицины на ближайшие годы стала онкология. Основной упор идет на то, чтобы побыстрее оказать помощь онкологическим больным. Расширился и перечень дорогостоящих химиотерапевтических препаратов.
В рамках территориальной программы проводятся профилактические осмотры, диспансеризация взрослых и детей, диспансерного наблюдения пациентов с установленным диагнозом онкозаболеваний.
В новой программе лечения по ОМС увеличилось финансирование плановой диспансеризации и проведение профосмотров. Теперь пациенты, проходя диспансеризацию, могут сдать шесть онкоскринингов: на выявление злокачественных образований толстого кишечника и прямой кишки, шейки матки, молочной железы, предстательной железы, пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, а также рака кожи.
Также приоритетным направлением является успешная реализация проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» для достижения целевых демографических показателей. Именно борьба с ССЗ при правильном подходе может дать наиболее быстрый и заметный результат в динамике демографических показателей в целом, в том числе смертности трудоспособного населения.
Это только основные направления работы, которая осуществляется в тесном взаимодействии с Минздравом и управлением Росздравнадзора по Ростовской области и при поддержке Законодательного собрания и Правительства Ростовской области.
«Прямая обязанность страховых компаний, работающих в системе ОМС, отстаивать права пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помощи. Если страховая организация этого не делает, она должна нести ответственность, вплоть до запрета работать в системе ОМС»
Президент России В.В.Путин